Дневник развития ребенка раннего возраста

 

Дорогие родители, часто мы задаем вопрос как можно развивать ребенка дома? Дом и семья – это лучшее место, где может и должен расти и развиваться ребенок. Постоянное помещение, распорядок дня, близкие люди – все это помогает ребенку с синдромом Дауна развиваться, исследовать мир, общаться с близкими, наблюдать за действиями членов семьи, запоминать их и повторять.

Важно помнить, что простое непродуманное/спонтанное развитие отдельных навыков (например, собирание пирамидки или сортировка предметов) не очень эффективно. Ребенок должен развиваться по продуманному плану, с учетом окружения, в котором он живет. Это поможет ему быть независимым и самостоятельным.

Для продуманного развития ребенка необходимо составить план и поставить конкретные цели для развития ребенка, которые на самом деле необходимы ему на данный момент, учитывая те навыки, которые у него уже есть. Тогда мы сможем видеть его прогресс и эффективность обучения.

 

Для составления и реализации индивидуальной программы развития (ИПР) в нашем проекте используется следующая последовательность: 

 

  1. Обследование ребенка с помощью «ДНЕВНИКА РАЗВИТИЯ»
    2.Составление программы занятий
    3. Реализация программы развития ребенка:
  • Подбор игр и заданий по книгам для родителей
  • Закрепление сформированных навыков в игре и в быту
  1. Отслеживание динамики развития. Повторение цикла (1-3)

Давайте рассмотрим эти пункты подробнее.

  1. Для прочтения книги перейдите по ссылке — Обследование ребенка с помощью «ДНЕВНИКА РАЗВИТИЯ»

Дневник развития ребенка – это таблицы, в которых последовательно описаны навыки, необходимые ребенку с раннего возраста для обретения самостоятельности. Все навыки в каждой категории связаны друг с другом.

 

Как пользоваться таблицами?

 

А. Если ребенок совсем маленький, до трех- пяти месяцев, то начинаете с первой и/или второй ступени. Для детей постарше – найдите ту ступень развития, которая наиболее полно подходит вашему ребенку.

 

Б. Читая навыки из каждой категории ступени, ставите:

«+» если ребенок уже делает данный навык (освоенный навык)

«+-» — если делает его не всегда (начал осваивать навык)

«-» если не делает (нет навыка)

 

В. В каждой категории у вас получится список навыков, которые начал осваивать ребенок (они будут обозначены «+-»). Эти навыки и лягут в основу программы развития.

 

 

  1. Составление программы занятий

 

Выпишите все навыки, которые ребенок начал осваивать по категориям.

 

Выглядит это примерно так:

  1. Общение и взаимодействие
    Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»

После каждого навыка напишите какая это ступень

(Например: поворачивается на голос взрослых — 3 ступень)

 

  1. Социально-эмоциональное развитие

Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»

После каждого навыка напишите какая это ступень

  1. Познавательная деятельность, игра

Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»

После каждого навыка напишите какая это ступень

  1. Сенсомоторное развитие

Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»

После каждого навыка напишите какая это ступень

  1. Самообслуживание

Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»

После каждого навыка напишите какая это ступень

 

В каждой категории у вас получится список навыков, которые начал осваивать ребенок. Эти навыки и станут программой развития.

 

 

  1. Реализация программы

 

Для составления и реализации программы мы будем использовать следующие материалы:

  1.  «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна: практическое руководство для родителей».
  2. Формирование навыков и общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей: 
  1. «Развитие познавательной деятельности детей с СД: пособие для родителей»

 

Каждая ступень развития соответствует определенному этапу в данных книгах. Мы вам поможем найти необходимые этапы и составить план.

 

  1. Отслеживание динамики развития. Повторение цикла (1-3)

Раз в месяц мы будем делать оценку динамики развития ребенка и корректировать следующие шаги в зависимости от успехов малыша.