Дорогие родители, часто мы задаем вопрос как можно развивать ребенка дома? Дом и семья – это лучшее место, где может и должен расти и развиваться ребенок. Постоянное помещение, распорядок дня, близкие люди – все это помогает ребенку с синдромом Дауна развиваться, исследовать мир, общаться с близкими, наблюдать за действиями членов семьи, запоминать их и повторять.
Важно помнить, что простое непродуманное/спонтанное развитие отдельных навыков (например, собирание пирамидки или сортировка предметов) не очень эффективно. Ребенок должен развиваться по продуманному плану, с учетом окружения, в котором он живет. Это поможет ему быть независимым и самостоятельным.
Для продуманного развития ребенка необходимо составить план и поставить конкретные цели для развития ребенка, которые на самом деле необходимы ему на данный момент, учитывая те навыки, которые у него уже есть. Тогда мы сможем видеть его прогресс и эффективность обучения.
Для составления и реализации индивидуальной программы развития (ИПР) в нашем проекте используется следующая последовательность:
- Обследование ребенка с помощью «ДНЕВНИКА РАЗВИТИЯ»
2.Составление программы занятий
3. Реализация программы развития ребенка:
- Подбор игр и заданий по книгам для родителей
- Закрепление сформированных навыков в игре и в быту
- Отслеживание динамики развития. Повторение цикла (1-3)
Давайте рассмотрим эти пункты подробнее.
- Для прочтения книги перейдите по ссылке — Обследование ребенка с помощью «ДНЕВНИКА РАЗВИТИЯ»
Дневник развития ребенка – это таблицы, в которых последовательно описаны навыки, необходимые ребенку с раннего возраста для обретения самостоятельности. Все навыки в каждой категории связаны друг с другом.
Как пользоваться таблицами?
А. Если ребенок совсем маленький, до трех- пяти месяцев, то начинаете с первой и/или второй ступени. Для детей постарше – найдите ту ступень развития, которая наиболее полно подходит вашему ребенку.
Б. Читая навыки из каждой категории ступени, ставите:
«+» если ребенок уже делает данный навык (освоенный навык)
«+-» — если делает его не всегда (начал осваивать навык)
«-» если не делает (нет навыка)
В. В каждой категории у вас получится список навыков, которые начал осваивать ребенок (они будут обозначены «+-»). Эти навыки и лягут в основу программы развития.
- Составление программы занятий
Выпишите все навыки, которые ребенок начал осваивать по категориям.
Выглядит это примерно так:
- Общение и взаимодействие
Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»
После каждого навыка напишите какая это ступень
(Например: поворачивается на голос взрослых — 3 ступень)
- Социально-эмоциональное развитие
Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»
После каждого навыка напишите какая это ступень
- Познавательная деятельность, игра
Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»
После каждого навыка напишите какая это ступень
- Сенсомоторное развитие
Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»
После каждого навыка напишите какая это ступень
- Самообслуживание
Перечисляете все навыки, которые у вас обозначены знаком «+-»
После каждого навыка напишите какая это ступень
В каждой категории у вас получится список навыков, которые начал осваивать ребенок. Эти навыки и станут программой развития.
- Реализация программы
Для составления и реализации программы мы будем использовать следующие материалы:
- «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна: практическое руководство для родителей».
- Формирование навыков и общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей:
Каждая ступень развития соответствует определенному этапу в данных книгах. Мы вам поможем найти необходимые этапы и составить план.
- Отслеживание динамики развития. Повторение цикла (1-3)
Раз в месяц мы будем делать оценку динамики развития ребенка и корректировать следующие шаги в зависимости от успехов малыша.