Создаем возможности

Описание: Что могут дать занятия йогой детям с особенностями развития? Где заниматься йогой с ребенком с синдромом Дауна? Как организовать группу и найти подходящего преподавателя? Как помочь заинтересованному преподавателю получить соответствующую квалификацию? Можно ли самостоятельно заниматься йогой вместе со своим ребенком? А эти и другие вопросы отвечает Виктория Занкина, специализированный детский преподаватель йоги, сертифицированный преподаватель методов YogaKids© и Special Yoga©

Источник: Журнал «Сделай шаг» № 1 (59)

Автор: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», Занкина В. В.

Правообладатель: Благотворительный фонд “Даунсайд Ап” Виктория Занкина, специализированный детский преподаватель йоги, сертифицированный преподаватель методов YogaKids© и Special Yoga©

В феврале 2019 года британская пресса опубликовала интересную новость: по результатам исследования, проведенного по заказу правительства Великобритании, йога была признана настолько эффективной для улучшения физического и психического здоровья, что ее решили включить в учебную программу 370 государственных общеобразовательных школ и в систему обязательного медицинского страхования. Принц Чарльз Уэльский также высказался в пользу йоги: «На протяжении нескольких тысяч лет миллионы людей улучшают свою жизнь с помощью занятий йогой. Включение йоги в систему образования и здравоохранения будет способствовать как излечению некоторых заболеваний, так и их профилактике. Пользу получат не только конкретные люди, но также система в целом – это позволит сэкономить бюджет и перенаправить ресурсы на решение других важных проблем». Те, кто на протяжении какого-то времени занимаются йогой и уже видят в себе изменения, совсем не находят подобные новости сенсацией – это просто нормальный образ жизни. Мягко и настойчиво расширять диапазон движений тела, глубоко дышать, развивать свое внимание, всё яснее осознавать свои действия, мысли и чувства, понимать, что мы сами можем влиять на свое состояние – это нормально, это и есть развитие человека. При этом человек может быть любого исходного статуса: любого возраста и в любом состоянии здоровья. Дети, подростки и взрослые с синдромом Дауна – не исключение. Йога строит внутри даже таких особенных людей крепкую физическую и психическую опору, фундамент, на который прочно становятся новые навыки и знания из разных областей. Однако в Великобритании по историческим причинам йога прижилась гораздо раньше, чем в России, поэтому преподавателей с опытом больше, есть понимание пользы йоги среди родителей и мотивация к регулярным занятиям. Можно предположить, что реализация вышеупомянутых программ в этой стране будет проходить относительно легко. У нас же родители вполне могут столкнуться с определенными сложностями, если поставят задачу найти для своего ребенка занятия йогой. Попробуем рассмотреть некоторые из них, а также обозначим возможные решения.

Очевидно, что не всем удобно место и время и не во всех группах есть возможность принимать новичков. Выход – искать детского преподавателя йоги в своем районе или в своем городе, безотносительно диагноза ребенка. Попробуйте сначала найти специализированный центр йоги – наряду со взрослыми классами в большинстве таких мест есть и детские. Если ребенок в целом здоров, спокойно общается с детьми и со взрослыми, готов следовать за преподавателем, есть все шансы присоединиться к обычной детской группе. Желательно связаться с преподавателем напрямую до начала занятий, рассказать, что ребенок особый, дать преподавателю возможность задать вам вопросы – постарайтесь ответить честно, поскольку только правдивая информация дает возможность правильно построить занятие с учетом особенностей ребенка. Если у преподавателя нет опыта взаимодействия с детьми с синдромом Дауна, вероятно, он также захочет посоветоваться со своими наставниками и коллегами – вы сами можете поинтересоваться, есть ли у него, с кем проконсультироваться. Преподаватель йоги, не имеющий связей с более опытными коллегами и наставниками, вызывает сомнения в своей профессиональной подготовке. Кроме того, вполне адекватные занятия йогой могут проходить в детских развивающих центрах, в некоторых реабилитационных центрах, даже в фитнес-клубах – по крайней мере, я знаю многих моих коллег, ведущих занятия в таком формате и готовых к включению особых детей в свои «обычные» группы. Попробуйте поискать, пообщаться с педагогом, доверить своего ребенка в надежные руки – и взять на себя ответственность за регулярное посещение занятий. Йога – это не курс лечения раз в год, это постоянная практика один, два или три раза в неделю, если речь идет о стабильном развитии, а не просто о получении ребенком нового краткосрочного опыта. Впрочем, разовые занятия тоже полезны и дают новые впечатления, при условии, что к ним не предъявляются ожидания мгновенных результатов. Как обучить преподавателя Бывает, что поиски готовых групп ни к чему не привели или ребенку всё же необходима индивидуальная помощь более подготовленного специалиста. Иногда преподаватели не рискуют взять на себя ответственность за обучение йоге особого ребенка в силу отсутствия на данный момент знаний и опыта. В этих случаях можно и нужно идти путем первопроходца – создавать возможности и учить преподавателей самостоятельно.

Приведу пример недавней ситуации, в которой объединились оба фактора. Группа московских семей, в которых растут малыши с синдромом Дауна, организовала дома у одной из семей игровую, в которую периодически приглашаются разные преподаватели для ведения занятий. В числе прочих родители захотели привлечь преподавателя йоги и нашли такого, с интересом к детям, но без специального образования и опыта работы с особыми малышами. Решили провести пробное занятие, которое преподаватель провела, исходя из своей общей подготовки по йоге для детей. Также она ориентировалась на проявленный интерес и реакции детей, привлекала родителей в качестве помощников. Общаясь в профессиональном сообществе, преподаватель начала вникать в тему, нашла для себя возможность посетить наши занятия в Даунсайд Ап и планирует дальнейшее обучение на специальных семинарах. Родителям вполне понравился такой подход, и задача оказалась решена: там, где раньше не было занятий йогой, теперь они есть, плюс преподаватель без опыта активно начала этот опыт осваивать.

Еще одна, немосковская, история успеха – группа родителей, решительно настроенных на организацию йоги для своих особых детей, нашла местного преподавателя, заинтересованного в обучении, и собрала средства для оплаты его учебы на специальных курсах в Москве. Вернувшись, преподаватель начала и успешно продолжает вести как групповые, так и индивидуальные занятия для особых детей в своем городе. Учиться йоге самим и учить своих детей Родители, осознавшие ответственность за собственное здоровье и силу своей связи с ребенком, могут начать заниматься йогой сами в обычных взрослых группах в удобном для себя месте или – в самом начале – даже дистанционно, с помощью видеоуроков профессиональных преподавателей. Это могут быть 10-15-20 минут в день, главное – начать с простых и актуальных для себя техник, с целью, например, снятия стресса, успокоения нервной системы и укрепления спины. Улучшения в собственном здоровье и изменение своего состояния в сторону большего спокойствия и уверенности, более высокой выносливости и концентрации, освоение простых и действенных техник саморегуляции и самопомощи дадут мотивацию к продолжению занятий и последующему обучению на специальных семинарах. Такой родитель далее может заниматься со своим ребенком дома или вести занятия с другими детьми, стать поддержкой для других родителей.

Для кого-то преподавание йоги особым детям может стать новой профессией или расширением предыдущего профессионального опыта, если вы педагог, психолог, нейропсихолог, врач-педиатр или другой детский специалист. В любом случае вы не проиграете: даже если вы не будете преподавать, йога может стать доступным способом возвратить или укрепить здоровье, а ведь нашим особым детям нужны здоровые родители! Как и принц Чарльз Уэльский, мы убедились на личном опыте и на опыте наших подопечных детей и взрослых, что занятия йогой благоприятно сказываются на всех аспектах жизни человека.

Источник : https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/sozdaem-vozmozhnosti/